Дом Джозефа и Итсуко Прайсов
Архитектор: |
Барт Принс |
Проектирование и строительство: |
1984-1989, 1994-1996 (пристройка) |
Местоположение: |
Corona del Mar (Калифорния) |
Предки Джозефа Прайса были постоянными заказчиками
Фрэнка Ллойд Райта, а затем одного из самых известных его учеников -
Брюса Гоффа. После смерти последнего, "права по наследству" перешли
к Барту Принсу - представителю третьего поколения архитекторов -
приверженцев органической архитектуры. Когда Прайсы переехали из
Оклахомы в Калифорнию, они приобрели живописный участок на берегу
Тихого океана в местечке Корона дель Мар, расположенном к югу от
Лос-Анджелеса, и пригласили Принса спроектировать им дом. Требования
клиентов были минимальны: жилище должно быть уединённым, вписанным в
природное окружение и напрямую связано с морем.
Воспользовавшись предоставленной свободой,
архитектор возвел дом причудливых форм, созданных, казалось, не
человеком, а самой природой - настолько сложно, многообразно и
органично они выглядят. Количеством рождаемых образов и ассоциаций
жилище Прайсов может поспорить с творчеством постмодернистов,
которые создают свои произведения, заимствуя художественный язык у
классики. Здесь же в роли кладезя образов выступает живая
природа.
Вилла Прайсов стоит на каменной скале, отчасти
повторяя её очертания. Со стороны дороги дом напоминает гигантского
кита, выброшенного на скалистый берег и застрявшего между соснами.
Этот "кит" - изогнутая в форме бумеранга, крытая гонтом волнистая
поверхность, "охватывающая" жилые помещения и отгораживающая их от
соседей. Подобно застывшему потоку лавы, она тянется в сторону моря,
постепенно раскрываясь и обнажая "вплавленные" в нее круглые в плане
конструкции.
Сердце дома - три врезанных друг в друга объема,
напоминающих огромные коконы, каждый из которых подпирается
колонной, похожей на ствол дерева. Внутри этих коконов-капсул
расположены детская спальня, кабинет и кухня; они обшиты деревом и
перекрыты фонарями верхнего света из разноцветных стекол.
Если пространство второго этажа походит на
интерьеры космического корабля "Enterprise" из фильма "Startrack",
то первый этаж - поверхность планеты, на которую он приземлился.
Стволы колонн огибает ручей, впадающий в небольшой бассейн. Кусты
бамбука, огромные валуны, пологий мостик над водой и спрятанный в
зарослях чайный домик добавляют сходства с Японией. Кое-где из под
покрытого плиткой пола выглядывает скальная порода, на которой стоит
дом.
Это смешение форм, позаимствованных из научной
фантастики, пламенеющей готики, традиционной японской архитектуры и
живой природы рождает сложный, наполненный образами внутренний
мир.
|